«Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль
Ыыы… как бы это попроще…
Ну, вот допустим, Лавкрафт отправился в гости к Босху, но по дороге споткнулся о Кастанеду…
Тот пару мешков пейотля куда-то тащил, грит, я с тобой пойду…
А мимо как раз Диккенс с сачком – за очередным призраком гонится. Узнал, чё-как, и тоже с ними. Только Уэллса возьму, говорит. И взял, вместе с треногами марсианскими и малахольными селенитами…
А тут мимо, скрепя шестернями, Жюль Верн в желтой подводной лодке чешет. Куда это вы без меня? У меня дирижабли и пушки, астролябии, спруты и вся история с географией. С вами пойду. И Рене Магритта возьмите, Босх обрадуется.
И пошли.
Босх не то, чтобы сильно обрадовался – но куда от них денешься? Сели значит: у кого бургундское, у кого ром, у кого бренди… Кактусы на закуску пошли. Слово за слово, пели, орали, спорили до хрипоты, а потом их сон сморил – один на всех.
Тут-то, как я подозреваю, Чайна Мьевиль его, то есть сон, и поймал колдунско-механическим артефактом – таким, знаете, чтобы шестеренки поскрипывали, перфокарты выплевывались, дым валил и демонический вой раздавался.
И вот из этого коллективного сна роман и вышел.
Потому что там ВСЁ. Если вы чего-то в городе Нью-Корбюзон представить не можете – это не значит, что его там нет. Вы просто не дочитали еще до этого места.
Это густейший, лютый стимпанк. Смешение магии, физики и механики.
Призраки есть – привет Диккенсу, от него же – смачное, сочащееся миазмами описалово местных трущоб и задворков. Твари, живущие в городе – вот представьте, что Лавкрафт с Босхом на брудершафт пьют, а потом вместе творить начинают.
Аццкие агрегаты на етитьской силе летают – привет Уэллсу; сложнейшее социальное устройство, геополитика, экономика, география – скрупулезно выписано, как те страницы Жюль Верна, которые мы перелистывали.
Люди-жуки, водяные, летающих тварей мешок. Какты – люди-кактусы (куда ж без пейотля?).
При чем тут Магритт? Не знаю, но рандомно выбрав любую его картину, я найду в этом романе место, где она идеальной иллюстрацией станет…
Я читала, и перед глазами вставал этот город, тяжелый и странный, лязгающий и гудящий, со всеми его обитателями и тварями, мафией, свалками, чудовищами, демонами, художниками, мутантами, политиками… Не скажу, что легкое чтение – густое, затягивающее, погружающее. Но чертовски выпуклое, достоверное.
Про сюжет надо добавить, да? Ученый, Айзек Дан дер Гримнебулин, работает над заказом – вернуть человеку крылья. Во время экспериментов что-то идет не так, и в городе появляются Твари. Возлюбленная ученого, женщина-жук, оказывается втянутой в разборки с местной наркомафией, а правительство обеспокоено забастовкой водяных, разделивших реку напополам… На город наползают кошмары – Твари ими питаются, и кому-то придется спасать этот мир, потому что до финиша остается немного…
На мой вкус, для длинных осенних вечеров чтение самое то.
Но рекомендовать не возьмусь – не уверена, что роман для всех.
#барышниибуковки #барышниикниги #чтопочитать #рецензия